Группа IOWA: «Всегда найдутся те, кто хочет попасть в шоу-бизнес через постель, но мы советуем „переспать“ с интернетом»

 
8325
29 июля 2013 в 14:00
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Аркадий Соболев
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Они не продюсерский проект, а обычные ребята из Могилева, которых сегодня разрывают российские продюсерские центры, чтобы слепить из них «звезд». Но они уже слепили себя сами: заспамили весь интернет своей песней «Мама», в 2012 году были представителями от России на «Новой волне», где их творчество похвалила канадская певица Нелли Фуртадо. Они уже объездили всю Россию и ближнее зарубежье с концертами, а сегодня их активно зовут выступать в Западную Европу. «Правду не скроешь», «идиоты ходят по кругу», «мы повторяем свои ошибки» — у Кати, Лени и Васи свое понимание перевода слова IOWA, но они в одни голос говорят, что у каждого есть свои грабли и что никто не застрахован от ошибок. Onliner.by пообщался с ребятами и узнал, почему они уехали из Беларуси и какой ценой добились популярности.

Катя: У меня появился знакомый, у которого была домашняя студия, в этой двухкомнатной квартирке я записала свою первую песню. Там я познакомилась с местными музыкантами. Именно там прозвучало впервые название IOWA. Иногда скучаю по тем временам и студии с двумя пушистыми кошками, которые, кстати, никогда не мешали. В 2009 году, в августе, появился Леня, и вдруг на первой же репетиции я поняла, что вот оно! Пришло настоящее сокровище! Всю репетицию мы просто импровизировали, пели и играли все, что в голову придет. Это был знаковый день в моей жизни! Не знала, что так бывает: одна эмоциональная волна, в которой рождается то, чего бы ты сам не придумал! А затем появился Вася, и тогда я поняла, что мне можно не объяснять, чего я хочу. Это были мои ребята. Это как в любви, когда ты встречаешь человека и понимаешь, что все — он твой человек. В моей голове звучало то, что выходило из-под их пальцев.

У меня 4 класса фортепиано! Поэтому я знаю 4 клавиши: за каждый год по одной [смеется].

Когда мы записали первую совместную песню «Тесно» или «Весна» (мы до сих пор не определились с названием) дома в Могилеве, стали прилагать немало усилий, чтобы распространить ее на радиостанциях в Беларуси. Но песню нигде не брали. Я два дня обивала пороги всех радиостанций, раздавая диски. Результаты были не очень хорошие. Одни мне сразу говорили нет, другие брали диск, но песню в ротацию не ставили.

Зато местное радио сразу взяло ее и крутило демоверсию. И сейчас мы понимаем, что это был минус. Совет всем молодым группам: никогда не показывайте свои демки, если вы не чувствуете, что это очень интересный продукт. Потому что, записав наконец окончательный вариант песни, ты, довольный, с нетерпением покажешь своим друзьям, и те обязательно скажут, что вот тот первый вариант лучше, в нем больше души. У нас было много таких ситуаций. И до сих пор у нас в группе в соцсетях люди выкладывают демки, записанные мной в 16 лет.

Когда мы начинали, много встречались с людьми, которые были в теме музыкального бизнеса в Беларуси, и некоторые из них нам говорили: вам надо поменять это, это и это; измените звучание; наверное, у вас не получится.

Вася: В 2010-м у нас появилось внутреннее ощущение, что надо уезжать. Хотелось конкуренции, развития и творческого движения. А в плане музыки в Минске, за 200 км от Могилева, картина не меняется. Мы видели себя либо в Москве, либо в Питере.

Катя: Я в Москву не хотела: там сухой расчет. И в плане отношений там холодно. Очень сложно вдохновиться, расслабиться и просто пройти по улице, закрыв глаза.

Леня: Первыми, кто заметил наши песни в интернете и увидел перспективу, стали ребята из Питера. Тогда удивительным было то, что мы, сидя дома, закидывали песню во все возможные группы в соцсетях и получили ответ от молодого организатора, который был полон идей и желания сделать ряд «квартирников» в самых атмосферных местах Питера.

Катя: Тогда мы выбрили виски́. Леня еще сделал мне челку, как у Натальи Орейро (стрелкой), взяли билеты на поезд и с совершенно пустыми головами с подножки поезда шагнули в неизвестность.

Леня: Десять человек, которые пришли на наш первый концерт, перебирались с нами из одного бара в другой, подтягивая своих друзей. Таким было начало… На последнем выступлении из этой серии нас заметил человек с горящими глазами, который никогда не занимался шоу-бизнесом, и предложил нам устроить серию концертов в клубах.

Вася: После возращения на родину мы поняли, что все, оставаться здесь нельзя. Тут все было таким маленьким, а в голове уже зарождались наполеоновские планы. Мы искренне старались остаться здесь, но не получилось.

Леня: Если говорить о первых концертах в Беларуси, то нам запомнился один, где мы разогревали Animal ДжаZ. Они приехали со своим звукорежиссером, их звук разительно отличался от концертного звучания могилевских групп! Конечно же, захотелось работать на таком же уровне.

К сожалению, в стране были и до сих пор остаются проблемы с организацией выступлений. Даже на нынешнем этапе у нас в Беларуси был случай, когда нас встретили на дорогой машине, поселили в дорогую гостиницу, а приехали в клуб — там оборудование, с которым можно петь только под минус. Нам еще пытались доказать, что и так сойдет, мол, что это за понты? Хотя требования были базовые: рабочий пульт и бэклайн. Хочется, чтобы организаторы тщательнее читали технический райдер. И это удивляет, почему так?! В России бывает, что в маленьких городах звук ставят лучше, чем в больших.

Вася: Есть те, кому достаточно флешки и микрофона, чтобы концерт состоялся. И в России, и в Беларуси много таких групп. Но сейчас как-то все постепенно меняется.

Катя: Я стала замечать такую тенденцию: если артист хочет стать лучше и развиваться, значит, он точно стремится в Россию.

Где бы мы ни гастролировали, везде белорусов безумно любят и как музыкантов уважают. Мне кажется, что в Беларуси не хватает рычагов для того, чтобы музыканты могли заявить о себе. Я знаю много талантливых людей, которые пишутся дома, и они не могут выступить даже на городских праздниках. Мы все свои творческие желания, слава богу, смогли реализовать в России.

Всегда найдутся те, кто хочет попасть в бизнес через постель. Но появился интернет, который продвигает тех, кто нравится народу. Он стал главным продюсером. Настоятельно советуем начинающим группам «переспать» с интернетом!

Чтобы стать знаменитыми, мы «заплатили» две пиццы с креветками оператору — все. Мы попали в новую волну, когда популярным может стать каждый — с помощью сарафанного радио и интернета.

Вася: Есть много проектов, которые оплачивают «папики», но они не собирают ни клубов, ни залов. Сейчас в топе те артисты, которые не светятся в телике и не снимаются ни в каких реалити-шоу, но собирают тысячи поклонников.

Леня: Сейчас люди стали ценить живое исполнение. Творческие вечера в Москве некоторые артисты делают сами для себя, для них заполняют зал, а публику «просят похлопать». Смотришь на это все, и хочется больше работать, чтобы все было честно: настоящая музыка, настоящие люди.

Понимание того, что мы становимся узнаваемыми, пришло, когда мы работали в Петербурге на заводе, владельцем которого был белорус, — расписывали свечки. Концертов у нас было мало, мы расстались с первым директором, а жить и кушать было надо, поэтому нашли работу по объявлению. Работали все вместе: кто-то рисовал ручки, кто-то — ножки, кто-то — глазки, а на выходе получался новогодний снеговичок. За одну свечку платили 3 рубля, то есть 10 центов. В цеху постоянно играло радио, нашу «Простую песню» ставили несколько раз за день, и девчонки-художницы постоянно просили сделать громче, а радио возле нас стояло. Ну, конечно, в какой-то момент они узнали, что это наша песня. Мы долго смеялись над фразой: «Не знала, что в шоу-бизнесе все так плохо». Вот тогда стало понятно, что надо опять что-то менять. Но работу не бросили, пока не сняли второй клип — на песню «Мама».

Катя: Через несколько дней нам надо было лететь на съемки клипа в Хургаду, а у меня еще не было последнего куплета для песни. Я написала 10 вариантов, но все они были витиеватые и двусложные… Однако в ночь перед вылетом придумала самые нужные слова: «А помнишь, ты злилась полгода, прямо у нашего дома он написал на асфальте: „Катя в сердце моем“». А недавно пришло письмо от одной пары. Первое, что они написали: «Как вы узнали? Это про нас?» В их истории тоже было «Катя в сердце моем», и мамы злились и не принимали их любовь, и они уехали надолго и просто присылали мамам открытки. А теперь у них дети. Это хеппи-энд!

Когда ребята исполняют новую музыку, я просто вижу картинки и играю в слова. Так рождаются наши песни.

После «Новой волны» мы поняли, что конкурсы — дело субъективное. Соревноваться в творчестве — дело неблагодарное, поэтому больше на конкурсы ни ногой. Но в Юрмалу в этом году съездили с удовольствием — уже в качестве гостей.

Три вещи, которые мы хотим сделать в ближайшем будущем: записать альбом, разбить бас-гитару на сцене во время сольного концерта в Москве и приехать выступить в Минск.