Действия (а точнее, бездействие) торговых центров Беларуси вынуждают жителей нашей страны закупаться в соседних государствах. Такое мнение высказал Кястутис Исакас, председатель правления рекламного агентства Ad Hunters Baltics, которое специализируется на маркетинге торговых центров.
«В Беларуси торговые центры совершенно бездействуют в области маркетинга. Жители Минска и других городов зачастую элементарно не знают, какие магазины есть в конкретном торговом центре, какие всемирно известные бренды там представлены, что можно купить и по какой цене, не говоря уже о том, что торговые центры не проводят практически никаких акций по стимулированию продаж и лояльности покупателей. Сегодня смело можно сказать, что маркетинг в торговых центрах Беларуси отсутствует, и это одна из причин, почему все больше белорусов отправляются в шоп-туры в Литву и Польшу», — считает эксперт.
40% белорусов в Литву едут на собственном автомобиле, 30% — на рейсовых автобусах и поездах, остальные пользуются услугами туристических компаний и покупают туры на выходные. Поток покупателей из Беларуси растет за счет рекламы торговых центров и сарафанного радио, когда информация передается от человека к человеку. В среднем во время одной поездки жители Беларуси тратят в литовских магазинах $450—600.
В начале года рекламное агентство Ad Hunters Baltics провело исследование, во время которого опросило 1032 белоруса. Цель исследования было установить, почему покупатели из Беларуси едут в Литву, какие они видят плюсы и минусы шоппинга в Литве, а также понять, каковы перспективы роста потока белорусских «шопоголиков».
Согласно данным исследования, белорусов в Литву привлекают всемирно известные торговые марки. Многие опрошенные отмечали, что они не представлены в Беларуси или что цены выше на 20—30%. Чаще всего белорусы покупают в Литве одежду, обувь, бытовую технику, парфюмерию и косметику, ювелирные изделия, импортные алкогольные напитки, реже — мебель и товары для дома и быта. Самые популярные среди белорусов торговые центры Вильнюса — «Озас» и «Акрополис». Самые посещаемые магазины — Peek & Cloppenburg, Tom Tailor, Mohito, Gant, Marks & Spencer, Reserved, Lindex, Sepalla, Marco Polo, Suitsupply, Timberland, Pierre Cardin, Guess by Marciano, Denim Dream, Marella, Mango, Zara, Mexx, Massimo Dutti, Imitz, Promod, Salamander, Aldo, Body Shop, Douglas, Euronics, Elektromarkt. Покупки жителей Беларуси составляют от 10 до 30% всех продаж магазинов Вильнюса.
В то же время, отмечают эксперты, проведенный анализ торговых центров Беларуси показал, что в них можно купить товары 70% брендов, которыми славятся торговые центры в Литве. Однако 90% покупателей не смогли точно назвать, в каких торговых центрах можно купить товары перечисленных им торговых марок.
«Все это из-за отсутствия целенаправленного маркетинга в торговых центрах. Их владельцы без проблем вкладывают десятки миллионов долларов в строительство, но совершенно не задумываются, что нужны инвестиции в маркетинг, чтобы торговый центр обрел свой имидж и лояльность покупателей», — говорит Исакас.
По его словам, сравнительный анализ цен на товары одинаковых брендов показал, что нельзя однозначно утверждать, будто в Беларуси цены значительно выше, чем в Литве. Например, костюмы Pierre Cardin, одежда для молодежи House в Минске и в Вильнюсе стоили одинаково. Из 500 идентичных товаров, цены на которые сравнивались, 177 были дороже на 20—30%, 189 имели одинаковую цену, а 134 в Беларуси были дешевле на 10—20%.
«Покупатели перестанут ездить в Литву и Польшу за покупками, если местные торговые центры будут уделять внимание маркетингу, донесут до потребителя весточку, что и в Минске можно купить товары известных торговых марок по хорошей цене», — констатировал Кястутис Исакас.