Вчера в Беларуси прошло очередное ЦТ — по математике. Среди абитуриентов, их родителей и учителей не прекращаются споры: а действительно ли тестирование — это та форма экзамена, которая позволяет на 100% объективно оценить выпускников? Или достаточно легкой рукой расставить галочки наугад — и заветное количество баллов у тебя в кармане? Чтобы расставить все точки над «i», корреспондент Onliner.by сдала ЦТ по математике. Суть нашего эксперимента в том, что решать задачи отправился человек с гуманитарным образованием, изучавший алгебру и геометрию много лет назад, будучи школьником. Удастся ли такому «абитуриенту», не обремененному вообще никакими математическими знаниями, справиться с заданиями на ЦТ?
10:30
Во внутреннем дворике БГУ достаточно многолюдно. ЦТ начинается в 11:00, но уже после 10:45 в экзаменационные аудитории не пускают. Ребята все равно не спешат, оживленными кучками проветриваются у корпусов. Нахожу свою фамилию в списке сдающих — химический факультет, аудитория 501. У входа в корпус дежурят охранники, в холле — так и вовсе милиция. Все личные вещи, включая мобильные телефоны, под пристальным взглядом проверяющих сдаю в гардероб. К работнице РИКЗ подхожу безоружной: у меня в руке только паспорт, пропуск на ЦТ, две черные гелевые ручки и номерок из гардероба. Все остальное брать в аудиторию запрещено. Даже листы для черновиков и простейший калькулятор. Фотокорреспондента внутрь корпуса не пускают.
10:45
Захожу в свою аудиторию. Взволнованные школьники провожают взглядом, пока иду к столу, за которым сидит комиссия. «Тяните билетик», — говорят мне. «Как? — думаю я. — Экзамен уже начался? Но ведь при устном ответе мое абсолютное незнание математики моментально станет общеизвестным!» Немного поколебавшись, все же тяну билетик. К моему огромному облегчению, в нем нет никаких вопросов о логарифмах и тангенсах. На бумажке — номер ряда, место и вариант ЦТ (от 1 до 10). Мне достается восьмой вариант и место во втором ряду.
Рядом со мной сидит выпускница минской гимназии Ира. Общительная девочка, она успевает за десять минут рассказать мне, что пять лет занималась с репетитором по математике — и все без толку: «Я прирожденный гуманитарий. Ну не понимаю я математику — и все тут. Один выход — бессмысленно зазубривать». Утром перед ЦТ Ира настолько волновалась и так плохо себя чувствовала, что пришлось вызывать скорую. Тревога не улеглась и сейчас. «И зачем я только девятый вариант вытащила? Всем известно: чем выше вариант теста, тем он сложнее!» — продолжает накручивать себя девушка. «Ну а ты хорошо математику знаешь? Школа у тебя с уклоном?» — спрашивает она, приняв меня за 11-классницу. «А я вообще не готовилась. Надеюсь исключительно на удачу», — честно признаюсь я Ире. Такой ответ приводит отличницу-гимназистку в замешательство. Видимо, полностью разочаровавшись во мне, она утрачивает интерес и молчаливо дожидается начала теста.
11:00
Аудитория заполнилась целиком: 50 абитуриентов сидят за партами вплотную друг к дружке. Но десять вариантов теста заранее перемешаны таким хитроумным образом, чтобы нельзя было списать у соседа. Оглядываюсь по сторонам: некоторые ребята натурально дремлют на своих местах, другие в беспокойном нетерпении щелкают ручками. Но большинство вполне расслаблены. «На часах 11:00, и мы вскрываем бланки ответов. Посмотрите, пожалуйста: конверт был запечатан», — хорошо поставленным голосом говорит миловидная женщина с ниткой жемчуга на шее. Она, судя по всему, возглавляет комиссию. Смущенно улыбнувшись, женщина добавляет, что бланки с нецензурными надписями, в какой бы форме они ни были сделаны, РИКЗ принимать не будет. Таких абитуриентов отправят сдавать ЦТ на следующий год. Закончив ликбез, глава комиссии раздает каждому вначале черновики (два стандартных листа А4 с печатью БГУ), а затем и бланки ответов.
Моя соседка Ира заметно нервничает. В конце концов она не выдерживает и подзывает работницу РИКЗ к себе. Она жалуется на сильную боль в животе и просит принести таблетку.
Под руководством членов комиссии мы заполняем бланки ответов. Строго черной гелевой ручкой записываем имя, фамилию, номер аудитории, корпуса и т. д. «Пожалуйста, пишите без ошибок. Запасных бланков на ЦТ нет», — предупреждает работница РИКЗ.
Иру выводят из аудитории к врачу. Через минуту она возвращается и шепотом успевает сказать мне, что никакой таблетки ей не дали. «Сказали: потерпи, само пройдет», — вздыхает девушка.
11:10
Мелодичным голосом председатель комиссии объявляет: сейчас будет вскрыт конверт с педагогическими тестами. Немного волнуясь, она тщательно сверяет вариант каждого абитуриента и выдает лист с заданиями. «Положите под черновик», — говорит женщина каждому. Ребята накрывают педагогические тесты белыми листами и честно ждут, пока последний абитуриент получит задание. «Итак, на часах 11:20. Мы начинаем. На решение заданий у вас есть 180 минут», — говорят нам.
Что ж, я бегло пробегаюсь взглядом по задачам. Их, оказывается, 30 штук. 18 в части A, где нужно выбрать один правильный ответ из нескольких, и 12 в части B, где вариантов ответа не предусмотрено. Первая задача вызывает у меня недоумение: «Что, это и правда так легко?» В задаче нужно найти число, противоположное 11. Среди вариантов ответа: 1/11, −11, корень из 11 и т. д. Даже гуманитарию-журналисту, любившему в детстве исключительно языки и литературу, понятно, что на шкале чисел противоположным 11 будет число −11. Следующие задачи ничуть не сложнее: решить неравенство, высчитать угол, найти точку на графике, определить, в каком промежутке находятся решения уравнения… Все эти задания я решаю пусть и не очень быстро, но уверенно. Моих старинных школьных математических знаний для этого вполне достаточно. С геометрией, конечно, посложнее. Для очередной задачи нужно знать формулу площади конуса. Формула элементарная, понятное дело. Но в моей памяти никак не всплывает. Хотя уверена: знай я формулу, решила бы эту задачу в два-три действия.
12:20
Дальше становится труднее. Приходится беспомощно ставить крестики в бланке ответов наугад. Нужны точные формулы, которых я не знаю. Помню хорошо, что такие уравнения с синусами и косинусами щелкала в школе как орешки. Но как быть с ними теперь?..
Аккуратно смотрю по сторонам. Человек десять, а то и больше уже сдали ЦТ. Самый быстрый абитуриент покончил с этим за 20 минут. Моя соседка по парте старательно исписывает черновик. Парень слева от меня бездумно рисует каких-то монстриков на своем листе и зачем-то смотрит в мое решение. Наивный, он думает, что ему повезло с соседкой, которая разбирается в математике!
В части A я решила 7 задач. Остальные крестики расставила наугад. Говорят, часть B гораздо сложнее. Но я не сдаюсь. Прошу дать мне еще черновых листов. Комиссия без проблем выдает их.
Первую задачу из части B я решаю за 10 минут. И еще 10 минут торжествую! Я, гуманитарий, решила! Сама! Но спустя какое-то время моя радость пропадает: больше я не могу справиться ни с одним заданием. Мелькают какие-то обрывки школьных знаний, но кусочки воспоминаний никак не складываются в стройное решение. Придя к мысли, что судьбу гуманитария вспять не повернешь, через два часа отчаянных усилий я сдаюсь. Итог: решено 8 заданий из 30. Счастливая, что больше не надо биться над неподатливыми синусами, косинусами и геометрическими прогрессиями, я сдаю бланк ответов комиссии. Забрать с собой черновики мне не разрешают. Хотя это выглядит странным: неужели РИКЗ скрывает условия задач? Держа в руках пропуск со штампом приемной комиссии, паспорт и гелевые ручки, я выхожу из аудитории. Эксперимент закончен.
Комментарий эксперта
«После теста по математике мне позвонили многие ученики. Кроме того, я поговорил с коллегами, которые обсудили ЦТ со своими учениками. Общее мнение таково: тест сделан хорошо и позволит разделить тех, кто вообще ничего не знает, тех, кто что-то знает, тех, кто готовился, и тех, кто готовился и при этом еще нестандартно мыслит. Все задачи были решаемы, за рамки программы они не выходили. Однако в нескольких вариантах задача B11 была некорректной. Я не буду описывать детальное решение этой задачи, но суть в том, что не существует такого угла альфа при заданном условии.
Аналогичная ошибка есть и в другом варианте», — считает известный репетитор по математике и физике Евгений Ливянт.
* * *
P. S. Результаты ЦТ по математике станут известны через две недели. Посмотрим, сколько удалось набрать несведущему в тонкостях чисел и плоскостей корреспонденту Onliner.by.