Автор обнаженных кукол Галина Дмитрук: это откровение, беззащитность, оголенный нерв

 
4795
09 апреля 2013 в 9:34
Источник: Татьяна Никитина. Фото: Аркадий Соболев
Источник: Татьяна Никитина. Фото: Аркадий Соболев

Ее картины раскрывают двойственность понятий «мода», «красота» и «свобода». Мастер авторских интерьерных кукол Галина Дмитрук стремится разрушить привычное представление о кукольном искусстве, смешивая формы, переосмысливая классические образы и отражая разные состояния души. «Мои куклы не имеют ничего общего с фэшн-индустрией. Я не пропагандирую ни эротику, ни анорексичные пропорции как образ женской красоты. На создание этих работ меня вообще вдохновляют мужчины. Ведь дело не во внешних формах, а в эмоциях: влюбленность, сострадание, огромное счастье»,— объясняет Галина.

Тем не менее организовать выставку таких откровенных работ в Минске довольно сложно: «Многие картины прикрыты. Эта нагота воспринимается как эротика, порнография, как эпатаж. Но ведь моя нагота — это откровение, беззащитность, оголенный нерв, — рассказывает художница. — Я не хочу шить складочки на платьях. Гораздо интереснее показать человеческое тело, поработать с формами, с мышцами, с движением. Поэтому мои куклы зачастую скорее не одеты, чем одеты».

Впрочем, Галина предлагает зрителю не делить кукол на составляющие, разглядывая ноги, губы или глаза. Лучше всматриваться в символы, вглубь картины. «Это мышка, пойманная в мышеловку, — объясняет наша героиня. — Она сделана как механическая мышь, как игрушка, которая стала жертвой собственных желаний. Например, жертва чревоугодия».

А вот эта колдунья варит зелье. «Она вваривает туда свои волосы. Никому нельзя желать зла, — уверена Галина. — Когда готовишь зелье для кого-то, ты ввариваешься в это сам, а потом страдаешь от этого».

Одна из любимых работ художницы — кукла в содранной кроличьей шкуре. Своего рода альтер эго Галины: «Это не Playboy, не зайчик с ушками в красивом красном пеньюаре. Это человек, с которого содрали его собственную шкуру в угоду моде. „Красная комната“ очень близка мне. Не куклы голые, а я голая перед зрителем. Часто себя так чувствую. Будто с меня что-то срывают».

В повседневной жизни Галина — очень энергичный и веселый человек. Мы спросили, почему же все ее куклы такие грустные.

«Я боюсь клоунов. Мне кажется, что застывшая улыбка — это лицемерие. Практически у каждой моей куклы есть маленькая слезка. Ведь плач — очень чистая эмоция. Плакать можно от счастья, от горя, от ностальгических воспоминаний, от хорошей музыки, — рассказывает мастер. — При этом не обязательно улыбаться широкой улыбкой или кривить губы в трагической линии. Иногда происходит катарсис, и вы плачете от того, что наконец-то поняли смысл этой жизни».

«Улитка и ее идеальный дом» — работа, с которой началась идея о комнатах и пространствах. «Мы не должны мешать другим, создавая свое пространство. Всем должно быть комфортно. Эта работа — обращение к людям, которые думают, что я в депрессии и делаю каких-то мрачных чертиков, — объясняет героиня. — Нет, я вижу все в ярких, контрастных цветах. Черный для меня не символизирует траур. Черный — полотно, на котором видна любая фальшь, ложь, любой недостаток».

За семь лет своего творчества Галина сделала около ста кукол. На создание одного персонажа требуется минимум два месяца. Сейчас в работе еще шесть фигурок. «Я хочу, чтобы мои куклы прожили не 2—3 года, а остались после меня на 50 или даже на 100 лет, — улыбаясь, рассказывает художница. — Поэтому я делаю их из дорогостоящей фурнитуры, очень качественных антикварных тканей. Глаза покупаю в Германии. Но мои картины — не декоративная вещь. Это форма, в которую вложено очень глубокое содержание: мое отношение к людям, к миру, к красоте. Это моя жизнь».

Кукол Галины чаще можно увидеть на выставках за границей, чем в Беларуси. Ее работы охотно приобретают коллекционеры из Германии, Бельгии, Швейцарии, США. «Я не хочу экспонировать свои работы там, где публика посмеется или скривится, — говорит мастер. — Не стоит кого-то лишний раз раздражать, навязывать то, что не нравится. Думаю, белорусский зритель должен воспитать себя сам. А мне нужно развиваться, ехать куда-то, демонстрировать свои куклы-картины».

Нередко приходится сталкиваться с непониманием и осуждением со стороны белорусов: «Зачастую что-то новое воспринимается белорусским зрителем очень скептически. А принимать и понимать начинают только после того, как это похвалено в Европе. Почему нашему зрителю так сложно понять, что белорусское искусство тоже имеет место быть, что оно достойно уважения?» Даже в мусульманской стране к куклам Галины отнеслись гораздо лучше, чем дома: «У меня был чудесный опыт экспонирования своих кукол в Азербайджане. Там мои работы были восприняты более демократично, нежели в Беларуси».

Получить такую куклу может далеко не каждый. «Я никогда не делаю кукол на заказ. Это не рынок, не коммерческий проект, — рассказывает Галина. — Если мне понравился человек, у него будет моя работа. Такие люди специально создают пространство для моих картин, вписывают их в свои дома. А если я вижу, что человек хочет от меня просто декоративную вещь, то извините, моя кукла не для вас».

Последний временный дом для новых Галининых работ — Музей современного искусства. Выставка под названием Lux interior проходила до 30 марта.

«В переводе с латыни „Lux interior“ означает „внутренний свет“. Название не имеет ничего общего с евроремонтами, — объясняет Галина. — Мои куклы не являются рабами интерьеров. Они не сделаны под фиолетовый комод или под розовую комнату. Ведь кукла никогда не поменяется. А зритель либо изменит свое отношение к миру, либо уйдет, поняв, что он здесь лишний».

Художница уверена, что ее фантазия может изменить мир к лучшему: «Я не живу в замке и не питаюсь летучими мышами, как многие думают. На мне большая ответственность за то, как люди меняются, глядя на мои работы. Пока я только надеюсь, что меня правильно поймут. Если кроме оголенной скульптуры человек не видел других работ в стиле ню, то довольно сложно судить о моих картинах. Очень хочется, чтобы белорусский зритель стал более открытым для того, чего он раньше не видел».

В феврале в Минске прошла выставка похожих откровенных кукол. Телеведущая и модель Ирина Хануник-Ромбальская продемонстрировала в своих работах изнанку модельного бизнеса. Тогда у некоторых зрителей возникло чувство дежавю. «К куклам Ирины Хануник-Ромбальской никакого отношения не имею. Я не учила ее, не давала никаких мастер-классов, — рассказывает Галина. — Года два назад Ирина приобрела у меня куклу. С этого, наверное, началось ее увлечение. Но я хотела бы предостеречь белорусского зрителя и объяснить, что есть фейк, а есть оригинал. Это очень важно. Работы Ирины — это чистой воды плагиат как минимум у двух художников. Ситуация с выставкой очень затронула и поразила многих людей: кукольников, коллекционеров».

Ирину Хануник-Ромбальскую такое обвинение шокировало: «Если углубиться в дефиниции модного понятия фейк, то есть еще и люди-фейки. Безумно жаль, что человек, которого считал близким, оказался одним из них. Ни одного плохого слова от меня в адрес Гали никто и никогда не слышал. Лишь уважение, радость ее достижениям и защита, когда те самые пресловутые кукольники обвиняли в плагиате у одного российского автора ее саму. Хотелось эпатажа или скандала? Автор ошиблась. Есть у меня на данном жизненном этапе другие занятия и чаяния».