Интервью: в «Горизонте» рассказали, как конкурировать с LG и Samsung и зачем повышать импортные пошлины на бытовую технику

 
2047
30 декабря 2012 в 12:39
Автор: Владимир Лужнев. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Владимир Лужнев. Фото: Аркадий Соболев

Предложение Беларуси повысить импортные пошлины на бытовую технику (ЖК-телевизоры, СВЧ-печи, кондиционеры и пылесосы) вызвало неоднозначную реакцию в обществе. С одной стороны, это приведет к удорожанию импортной техники, с другой — защитит на какое-то время белорусского производителя и поможет сохранить рабочие места. Корреспонденту Onliner.by удалось побеседовать с Ольгой Кузьмицкой — исполняющим обязанности директора торговой компании «Горизонт» — одним из инициаторов предложения по пошлинам.

— Ольга, знаю, что положение отечественного производства телевизоров сейчас непростое. Согласно данным Белстата, доля отечественных телевизоров в общем объеме розничных продаж снизилась с пиковых 52,6% в июне этого года до 12,8% в ноябре. Чем объясняется такое снижение продаж?

— Вы знаете, что у нас как минимум два отечественных производителя телевизоров — мы и «Витязь». Поэтому я могу говорить только за нашу компанию. Вы, наверное, видели, что рынок телевизоров за последний год упал в целом — это объективный фактор. Связан он с тем, что в 2011 году, вы наверняка помните, был некоторый ажиотаж на бытовую технику, в том числе телевизоры, и тогда реализовалась значительная часть отложенного спроса. Это первый момент. Второй момент в том, что еще в прошлом году была значительная доля отечественных телевизоров в сегменте кинескопных телевизоров. Уже в этом году от кинескопных телевизоров мы отказались в связи с переходом на цифровое вещание.

— Но тем не менее, кроме этих факторов, есть еще и такая проблема для белорусского производителя, как недоверие отечественному производителю. Человек приходит в магазин и в первую очередь идет смотреть импортную продукцию: LG, Samsung, Philips и др. Почему, по-вашему, это происходит?

— Да, действительно, не все гладко у отечественного производителя в этом плане. Это связано с тем, что вышеперечисленные флагманы в свое время вкладывали значительные средства в свои исследования и разработки и смогли сделать серьезный технический скачок вперед — перейти с кинескопных телевизоров на ЖКИ. Ни для кого не секрет, что в нашей стране, да и в соседней России нет собственного производства ЖКИ-матриц, мы их закупаем. Естественно, что эти крупные компании оказались впереди и уже заслужили определенную репутацию. Никто не говорит, что нам их нужно перепрыгнуть. Все понимают, что это невозможно, поэтому сейчас все усилия холдинга «Горизонт» направлены на то, чтобы делать продукт не хуже, чем импортные аналоги.

Новые модели телевизоров, которые мы сейчас выпускаем, по своим техническим характеристикам не уступают импортным аналогам, за исключением Smart TV. Но смарт-телевизоры нужны далеко не каждому пользователю, поэтому для среднего класса пользователей наши телевизоры вполне отвечают современным требованиям.

— А насколько новые телевизоры конкурентоспособны по цене среди своих импортных «коллег»?

— По цене наши телевизоры также конкурентоспособны. Например, оптовая цена нового 42-дюймового телевизора — 5,5 млн рублей. Пусть в рознице он будет на 30% дороже, тогда на выходе получим 7,15 млн рублей. Считаю, что для своего класса это очень хорошая цена. Конечно, если бы все было гладко, то такой статистики, как вы привели, мы бы не получили. Однако на 2013 год у нас вполне конкретные планы. Если на сегодня, по нашей оценке, «Горизонт» занимает 12% рынка ЖК-телевизоров, то в новом году мы планируем ее увеличить до 17,5%.

— Планирует ли «Горизонт» проводить ребрендинг или как-то улучшать репутацию компании в ближайшее время?

— Не только планируем. У нас уже разработана программа по улучшению бренда компании. Мы воспользовались услугами профессионалов, провели маркетинговое исследования. Мы знаем, над чем надо работать и какими инструментами исправлять ситуацию.

— Существует мнение, что Беларуси необязательно иметь производство собственной марки телевизоров. Можно было пойти по российскому пути и организовать заводы по сборке известных марок на своей территории. Насколько обоснованно это мнение, и стоило ли нашей стране идти этим путем?

— Каждая страна имеет право развиваться так, как считает нужным. К тому же покупка какого-то бренда — удовольствие не из дешевых и требует инвестиций. В России, в отличие от Беларуси, такие деньги есть, поэтому немножко иначе живем. Наше государство нацелено на сохранение рабочих мест, и то, что сейчас делает «Горизонт», — это не только производство бытовой техники, но и значительный вклад в экономику страны. Если «Горизонт» не сможет выжить в изменившихся условиях, то, наверное, будут приняты какие-то другие решения. Но пока мы полны уверенности в своих силах и смотрим в будущее с оптимизмом. К тому же у нас есть заказы со стороны наших азиатских партнеров, и нашими руками делаются товары не только под брендом «Горизонт», но и другие — под азиатскими брендами.

— Россия в этом году вступила в ВТО, а так как наша страна находится в Таможенном союзе с Россией, с 2013 года Беларусь ощутит на себе режим ВТО в полной мере. Насколько компания «Горизонт» готова к этому?

— Условия, конечно, непростые, потому что рынок становится более открытым. Для нас это сложная ситуация, поэтому в рамках соглашений Таможенного союза мы внесли предложение по повышению импортной пошлины на телевизоры и СВЧ-печи. Мы понимаем, что эта мера временная и пошлина будет постепенно снижаться, но жизнь на этом не заканчивается, и мы готовы к трудностям. Рынок есть рынок, и на нем выживает сильнейший.

— Как российские коллеги отнеслись к вашему предложению?

— Нормально отнеслись и в принципе поддерживают это предложение. Даже учитывая то, что у них есть только сборочные производства телевизоров известных марок, определенную часть рынка российские LG и Samsung завоевали в Беларуси, и они не хотят ее терять.

— Большинство наших читателей негативно восприняли информацию о возможном повышении импортной пошлины на бытовую технику. Это в конечном счете сделает импортные товары более дорогими, а у наших соотечественников сложилось мнение, что импортный товар лучше белорусского. Насколько это, на ваш взгляд, обоснованно?

— По техническим характеристикам наши телевизоры за редким исключением не уступают импортным конкурентам. Очень много зависит от того, как товар преподнесен. Когда я прихожу в магазин, даже продавцы подают импортный товар как продукцию изначально более высокого качества, чем белорусский аналог. Естественно, невозможно их заставить или уговорить делать по-другому. Можно только создать определенные условия для того, чтобы им было выгодно вести себя по-другому. В данный момент наша компания именно этим и занимается.

Понятно, что если уже сложилось определенное мнение о товаре или бренде, то с ним нужно работать. Одна фраза, что у нас лучше вряд, ли кого-то переубедит. Поэтому человеку нужно дать какой-то сравнительный анализ товаров, и после этого пусть он делает свободный выбор.

— Планирует ли «Горизонт» расширять линейку продуктов, например выпускать 3D- или смарт-телевизоры?

— Все зависит от целевой аудитории. Для тех, кто может себе позволить 3D- и смарт-телевизор, мы готовы выпускать соответствующие продукты. Это будет узкий премиум-сегмент, где телевизоры будут продаваться по довольно высокой цене.

— Помнится, был сильный ажиотаж вокруг планшетов «Горизонт», представленных на выставке «ТИБО-2012». Когда планируете начать их выпуск?

— Тема действительно волнующая. На данный момент продукт в разработке. Мы бы очень хотели представить работающий образец уже к юбилейной, 20-й выставке «ТИБО» [выставка пройдет с 23 по 26 апреля 2013 года. — Прим. Onliner.by]. В то же время есть некоторые сложности в подготовке программного обеспечения продукта. Поэтому какие-то итоги по планшету подведем на выставке в 2013 году, пока о нем говорить рано.

— Есть ли у вас какие-то пожелания нашим читателям?

— Хочется, чтобы не было предвзятого отношения к отечественным товарам, в том числе к продукции «Горизонт». Мы всегда готовы предоставить пользователям подробную техническую информацию о наших товарах, чтобы их можно было сравнить с импортными аналогами и сделать разумный, непредвзятый выбор.

Также хотелось бы поздравить читателей Onliner.by с наступающими новогодними и рождественскими праздниками и пожелать успехов в делах и исполнения заветных желаний!