Молоко с кальцием и лактулозой, разлитое в пакеты по 0,9 литра. Каким образом производители уходят от госрегулирования цен?

 
576
01 декабря 2011 в 19:53
Автор: Евгений Варакса
Автор: Евгений Варакса
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Министерство экономики Беларуси своим постановлением №153 еще 19 сентября нынешнего года утвердило перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются ведомством. Согласно этому документу, например, максимальная цена литра молока в полиэтиленовом пакете должна находиться на уровне примерно 2500 рублей. Однако по данным Белстата, молоко только за три недели ноября подорожало на 7%, в октябре был рост на 13,1%.

Производить молоко, на которое регулируются цены, заводам сейчас явно невыгодно. Предельная максимальная отпускная цена на литр молока в полиэтиленовом пакете без всяких вкусовых добавок жирностью 1,5% — 1167 рублей, жирностью 2,5% — 1527 рублей, жирностью 3,5% — 1900 рублей. Почему же молока по таким ценам (даже с учетом торговых надбавок) мы не видим на полках магазинов?

В нескольких торговых сетях Onliner.by объяснили отсутствие дешевого молока неудовлетворением заявок со стороны производителей. Если же молоко за 2200—2500 рублей все-таки попадает в магазины, оно в считанные минуты разбирается покупателями. Сами производители в большинстве своем отказываются от каких-либо комментариев на данную тему. Лишь на одном предприятии нам рассказали, что отсутствие большого количества дешевого молока связано с сезонным спадом в производстве.

В курсе проблемы и в Мингорисполкоме, однако там не могут повлиять на ситуацию. Как нам рассказали, для торговых объектов установлены нормы лишь по количеству наименований молочной продукции на прилавках, и все критерии выполняются. «На полках всех магазинов присутствует достаточное количество молочной продукции», — отметили в Мингорисполкоме.

В Минсельхозпроде же и вовсе отмечают заметный рост производства и потребления молока на внутреннем рынке. По данным ведомства, предприятия по итогам января — октября увеличили производство и реализацию основных видов молочной продукции на внутреннем рынке. «Заявки торговых организаций республики на поставки этой продукции выполняются», — считают в министерстве.

По итогам десяти месяцев нынешнего года производство молока действительно увеличилось на 7,8% по сравнению с соответствующим периодом 2010 года, поставки на внутренний рынок возросли на 11%. В то же время статистика этого ведомства, как и статистика Мингорисполкома, не учитывает ценовой фактор.

Сейчас литр пастеризованного молока в столичных магазинах стоит около 4000—4500 рублей, цена на стерилизованное молоко с большим сроком годности доходит до 12 000 рублей. Но даже с такими ценами Минсельхозпрод отмечает убыточность продаж на внутреннем рынке. При этом постоянно увеличиваются поставки в Россию. Производители, безусловно, заинтересованы в увеличении «восточного» экспорта. В российских магазинах, например, цена на белорусское молоко начинается с 28—30 российских рублей (7700—8250 белорусских), цены на стерилизованное молоко доходят до 70 российских рублей (почти 20 000 белорусских).

Для внутреннего рынка же многие заводы начали выпускать «нестандартное» молоко. Некоторые заводы массово освоили выпуск напитка с различными добавками (кальций, йод, лактулоза), а кто-то просто выпускает молоко в пакетах не по 1 литру, а по 0,9. В таких случаях эта продукция уже не подпадает под постановление Минэкономики, соответственно, цена на нее не регулируется. То же касается и молока с высокой, более 3,5%, жирностью.

Впрочем, выступая в парламенте, вице-премьер Беларуси Сергей Румас 29 ноября заявил, что без ручного регулирования цены на ряд социально значимых товаров могут вырасти еще на 50—60%. При этом Румас напомнил, что правительством принято решение о расширении перечня социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством, на 11 товарных позиций. Вместе с тем он отказался назвать, на какие товарные группы будет распространяться ценовое регулирование, «чтобы не вызвать ажиотажный спрос на них».

Предприятия, по словам вице-премьера, не хотят отгружать продукцию на внутренний рынок и «стараются всячески от этого уйти». Правительству приходится регулировать ситуацию с ценами, иначе предприятия обеспечивали бы внутренний рынок продукцией, но по экспортным ценам.

Вполне возможно, что в расширенный список социально значимых товаров могут попасть и некоторые виды молока, хотя ожидать резкого снижения цен, безусловно, не стоит.